НА КОНКУРС
Здравствуйте, коллеги!
Представляю вам модель из серии: «Остерегайтесь своих желаний – они сбываются!».
К-12 - работа выдающегося украинского авиаконструктора Константина Алексеевича Калинина. Именно украинского, потому что он хоть и состоял на учете в «компетентных органах» как бывший белогвардеец, был все-таки летнабом (а позже и пилотом) авиации УНР времен Симона Петлюры. За что в конце концов и поплатился, погибнув в застенках НКВД в 1938 году. Как-то язык не поворачивается назвать его советским.
Подробная история самой «Жар-Птицы» изложена повсеместно в достаточных для усвоения объемах, давайте лучше поговорим о модели? До сих пор, не считая бумажных, модель К-12 была реализована только в виде литой смолы – мастером Jaroslav Strach («Spinmodel», Чехия) в масштабе 1:72 (фото 1) и фирмой «Anigrand Craftswork» (Китай) – как бонусное дополнение к модели самолета К-7, в масштабе 1:144 (фото 2). Лично оценить их потребительские качества мне не доводилось. Кроме этого, замечательный самодел из пластика, бумаги и фольги демонстрирует Алексей Кутовенко на сайте DishModels. На этом усё, товарищи! Других вариантов до сих пор не было.
И вот, после длительного «анонсирования», фирма «МикроМир» (Украина) представила нам пластиковый набор этой интереснейшей машины. Чисто внешне очень и очень эффектная модель на полке, отличная идея для реализации. Вещь в хозяйстве безусловно нужная.
Коробка стандартного фирменного фасона, мимикрирующего под советскую упаковку завода «химбытстройснаб» (это первая возникающая ассоциация, уж извините). Основа - плотный гофрированный картон, крышка тонкого картона. Картинка симпатичная. Пластиковая часть содержимого навалена в один модный пакет с клеевым зипом. Инструкция по сборке, декаль формата А4 (!), маска и травление упакованы отдельно.
Инструкция. Историческая справка дана на 2-х языках – украинском и английском, это нормально для украинского производителя. Странно другое: тексты не тождественны. То есть, совсем! Вплоть до того, что разнятся фамилии персонажей! Например, упомянутый в английском тексте летчик Стефановский отсутствует в украинской версии и наоборот, Борисов и Баранов фигурируют только для украинцев. Записываю в загадки.
Графическое изложение инструкции доходчивое и вполне симпатичное, на 2 листа А4. Схемы окраски – 2 штуки. Нет привязки цветов к чьей-нибудь палитре, но в данном случае это не принципиально. Плохо, что не указана расцветка кабины, оружия, некоторых деталей (хотя бы гипотетическая). Понятно, что самолет будут брать фанатики, которым и инструкция та «не треба», но все-таки…
Содержимое расположено на 8 литниках серого пластика и 1 прозрачном. Облоя совсем чуть-чуть на капотах, легкая усадочка пластика на краях консолей крыльев. Это произошло из-за желания сделать кромку острой. В моем случае не страшно (из-за метода поэтапной склейки половинок, крыло обречено на обработку наждаком и шпаклевкой) Мелкие детали (типа пулеметов) замылены. Утяжины, точки холодной сварки отсутствуют. Фюзеляж стыкуется неплохо, но при 99,9% вписывании внешних обводов, выявлено несовпадение имитации силового набора в кабинах стрелков. В конечном итоге через переплет ничего не разберешь, но тем не менее… Остекление прозрачное, аккуратное.
Фототравление. Небольшая платка, самые крупные – детали двигателей и приборная доска; тяги рулей (опять не имеют фиксирующих штифтов, да и делать их все равно из проволоки придется). Непонятно, зачем не сделаны сквозные отверстия под приборы? Какой смысл вытравливать «стрелки»? Жесткость и толщина самой платы кажутся излишними для прицелов и ремешков патронных дисков. Можно было отжечь хотя бы тот же штурвал… И да, где ремни на кресло пилота?
Маска на фонари. Само их наличие уже приятно. На этом «приятности» заканчиваются. Отсутствуют маски на боковые окошки в носу, зато есть ненужная маска для гаргрота (за фонарем). На маске недоразмерены практически все участки! Короче, фокус повторился как на «Фанере» (недавняя разработка фирмы). Ко всему прочему, пленка – не самый удачный материал для маски. Почему не бумага?
Декаль. Очень большого формата, несколько даже крупнее, чем А4. В коробку помещается только под углом! В ней содержатся все «перышки» окраски (белого цвета), красные звезды и «зрачки глаз». Ну, такого ще не було! Уважуха!
Ведутся суровые споры по поводу окраски этого самолета:
Версия 1. Красный с желтыми перьями. За этот вариант говорит его участие в параде. Конечно, весомый аргумент, к такому мероприятию стоило бы приготовиться… Красный самолет, желтый рисунок… Чем не советская жар-птица? Теоретически. Если бы это было так, если бы к празднику готовились заранее и основательно, то покрасили бы в красный цвет весь самолет, ведь зрители на земле видят только брюхо, поэтому именно оно должно производить впечатление «жар-птицы» Логично? А что мы видим на фото? Четкое разделение окраски на темный «верх» и светлый «низ»! Как по мне, то существование красного самолета с голубым пузом исключается. Таким нехитрым способом появляется
Версия 2. Зелено-голубой с белыми перьями. Классика! Если предположить, что перед парадом все делалось аврально (как у нас заведено), то перья нарисовали чем было и по чем попало. Тут уж не угадаешь – желтый или белый, но зеленый и голубой в основе по-любому. Забавно, конечно, рисовать белым по голубому - кто эти художества увидит на высоте? Однако косвенно такой вариант подтверждает Стефановский, назвавший в разговоре К-12 «зеленым крокодилом». К тому же думается, что «крокодил» это описание качества нанесения рисунка!
По сему, считаю вариант представленный производителем все ж таки правдоподобным.
ИМХО
Мне всегда приятно знакомиться с отечественной реализацией модели отечественной же техники. Самого набора точно не хватало на рынке. Чертежи на машину выполнил Мильяченко, напечатал в конце 80-х журнал «Моделист-Конструктор» (рис. 1, 2, 3) Черно-белые фотографии, не очень качественные, но тоже не редкость (фото 3 - 7). Как минимум на 2-3 сайтах можно подглядеть ветки о стройках таких аппаратов. По-хорошему, надо менять моторы (хотя бы на И-5, ICM), пулеметы (Miniworld), мелочевку соображать самостоятельно. Не все так однозначно с башнями стрелков, как демонстрирует производитель. Но! Основа для работы есть, а это уже немало. Конечно, поздравляю производителя (и всех нас) с появлением этого аппарата, и тем и другим желаю плодотворно поработать над ошибками!
В продолжение темы публикуются фото по сборке отдельных узлов и агрегатов пластиковой модели в режиме реального времени, с комментариями по мере необходимости.