Самолет Су-15 создавался как перехватчик ПВО. За пределы СССР он не поставлялся, но за время службы смог засветиться в двух инцидентах с южнокорейскими «боингами». Самолет вооружался ракетами воздушного боя Р-98 с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения. Встроенного пушечного вооружения перехватчик не имел, при необходимости самолет можно было довооружить подвесными пушечными контейнерами УПК-23-250 с 23 мм пушками ГШ-23. Вскоре появилась улучшенная модификация Су-15ТМ. Но для подготовки пилотов была необходима двухместная модификация и на базе Су-15ТМ был разработан учебно-боевой самолет Су-15УМ. В отличие от одноместного, «спарка» не имела радиолокационной станции и, соответственно, уже не могла применять ракеты с радиолокационной головкой наведения. Вооружения двухместного самолета составляли ракеты с тепловым наведением и пушечные контейнеры, прицеливание при этом осуществлялось с помощью колиматорного прицела.
Су-15УМ в Полтавском музее появился самым первым. По версии, которую мне удалось узнать, во время учебного полета загорелось табло «стружка в масле», ближайшим оказался тогда еще действующий Полтавский аэродром, на котором экипаж и посадил самолет. В то время перехватчики Су-15 уже снимались с вооружения, самолет восстанавливать не было смысла и он стал музейным экспонатом