Форум стендових моделістів
Наземна техніка => Матчастина => Тема розпочата: Skarabey від Березня 23, 2017, 06:56:17 pm
-
Может кому будет полезно - история канистры
Начало
Создание современной двадцати литровой канистры началось в ноябре 1936 года, года немецкая армия объявила тендер на новую модель канистры предназначенной для хранения и транспортировки бензина. Новая канистра должна была заменить старые канистры и оснастить новые моторизованные части универсальной тарой для транспортировки топлива.
Старые топливные канистры:
(http://savepic.ru/13358997m.jpg) (http://savepic.ru/13358997.htm)
старая топливная канистра на 10 литров
(http://savepic.ru/13349781m.jpg) (http://savepic.ru/13349781.htm)
старая топливная канистра на 15 литров
Фирма Мюллера из Швельма под руководством главного инженера Винценца Грюнвогеля (1905-1977) разрабатывает революционно новый дизайн канистры.
Канистра прямоугольной формы состоит из двух штампованных пластин скрепленных между собой с помощью сварки. Вместимость новой канистры составила 20 литров, весила она 4 килограмма. Закрывается канистра пробкой и имеет ручку с тремя рукоятками. Данная конструкция ручки позволяет переносить четыре пустые канистры за внешние рукоятки и две полные канистры за центральные рукоятки одним солдатом. Форма и прочность новой канистры обеспечивала возможность укладки их одна на другую до пяти штук. Оранжево-красные краски наносимые горячим методом, обеспечивали защиту канистры от коррозии. Трубка расположенная внутри канистры за пробкой препятствует раскачиванию канистры во время езды.
Производство новой канистры начинается в 1937 году в сотрудничестве с штамповочным заводом Амби-Бадд в Берлине, который имел необходимое оборудование для запуска канистры в серию. С 1938 года к Мюллеру и заводу Амби-Бадд присоединяется Новак Баутцен и начинается крупномасштабное производство канистр для нужд армии. Новая канистра была впервые использована в военных операциях 1938-139 годов — оккупации Австрии и Чехословакии и в польской компании. До 1940 года применение канистры тщательно скрывается немецкими войсками. И только начиная с 1940 года, новая универсальная канистра полностью заменяет старые канистры. С этого же года начинается копирование канистры другими странами.
Ранняя модель канистры (1937-1941)
Начальная модель канистры имела штамповку в виде креста, что бы избежать деформации. Рисунок с изображением ранней модели канистры с ее размерами:
(http://savepic.ru/13340565m.jpg) (http://savepic.ru/13340565.htm)
На ранней модели была следующая маркировка с вверху в низ:
Kraftstoff 20 л — «топливо 20 литров» (нанесение штамповкой или краской),
Feuergefahrlich — «легковоспламеняющиеся» (нанесение штамповкой или краской),
год выпуска,
логотип производителя,
число, значение которого пока не подтверждено (возможно, код поставщика металла для корпуса канистры),
некоторые модели были отмечены Heer — «армия» (нанесение штамповкой или краской) (возможно, для предотвращения кражи).
Стандартная модель (1939 — 1945)
Окончательная форма канистры появилась в 1939 году. Принципиальная разница с предыдущей моделью была более сложной формы штамповка для армирования, в результате чего, произошло небольшое изменение маркировки. Маркировка в основном осталась похожа на маркировку в ранней модели, за исключением того, что «Heеr» заменяется на «Wehrmacht» — вооруженные силы. И тем, что любой род войск может быть владельцем канистры, что так же подтверждается маркировкой. Всей длине ручки уже не сварные для облегчения массового производства.
У этой стандартной маркировки были некоторые альтернативные варианты. На некоторых моделях отсутствовала маркировка, нанесенная по сторонам канистры. В таких канистрах маркировка была нанесена на ручке.
На некоторые канистры краской наносились числа — «20» и «24», что означало вес полной канистры с бензином 20 килограмм и с водой 24 килограмма.
(http://savepic.ru/13326229m.jpg) (http://savepic.ru/13326229.htm)
маркировка канистры указывающей массу бензина 20 кг
(http://savepic.ru/13320085m.jpg) (http://savepic.ru/13320085.htm)
маркировка канистры указывающей вес канистры с водой 24 кг
Изображения стандартной канистры и ее ручки (размеры совпадают с ранней моделью):
(http://savepic.ru/13358996m.jpg) (http://savepic.ru/13358996.htm)(http://savepic.ru/13351828m.jpg) (http://savepic.ru/13351828.htm)
маркировка ручки стандартной канистры
Наиболее распространенными цветами окраски канистры являются «Feldgrau» — зеленовато-серые, «Schwarzgrau» — черный серый, обычно называют танковые серый, и «Dunkelgelb» — темно-желтый, последний наиболее редкий.
Специальная модель канистры для воды (1940 — 1944)
Успех новой канистры привел к тому, что в 1940 году была создана специальная модель для воды. Не надо забывать, что для войск так же была необходима вода. Вермахт имел большие моторизованные дивизии, которые использовали воду для охлаждения двигателей, особенно это касалось тех частей которые воевали в Африке.
Эта новая модель канистра потерял свою старую маркировку Kraftstoff и Feuergefahrlich которые были заменены Wasser — «вода» и большой белый крест, чтобы определить содержание канистры. Также часто присутствуют — Waffenamt черный штамп, номер 24 окрашены в красный (вес в килограммах в полной канистры), и «W» окрашенная в белый цвет. Существовала, так же как и с топливной канистрой, маркировка, которая наносилась на ручку, а не на стороны канистры.
Ниже приводится рисунок водной канистры (размеры совпадают с ранней моделью):
(http://savepic.ru/13338516m.jpg) (http://savepic.ru/13338516.htm)
специальная канистра для воды
Копии
Британская армия скопировала и производила стандартную модель канистры для собственного использования.
(http://savepic.ru/13335444m.jpg) (http://savepic.ru/13335444.htm)(http://savepic.ru/13322132m.jpg) (http://savepic.ru/13322132.htm)
Швейцарская армия скопировала и производила как ранние, так и стандартные модели канистр.
(http://savepic.ru/13315988m.jpg) (http://savepic.ru/13315988.htm)(http://savepic.ru/13317012m.jpg) (http://savepic.ru/13317012.htm)
Итальянская армия скопировала и производила канистру похожую на стандартную модель, а так же производила ранние модели немецких канистр.
(http://savepic.ru/13311892m.jpg) (http://savepic.ru/13311892.htm)(http://savepic.ru/13365143m.jpg) (http://savepic.ru/13365143.htm)
(http://savepic.ru/13369239m.jpg) (http://savepic.ru/13369239.htm)(http://savepic.ru/13355927m.jpg) (http://savepic.ru/13355927.htm)
Армия США так же скопировала канистры, но американские канистры имели несколько другую конструкцию и совершенно другой вид пробки.
(http://savepic.ru/13358999m.jpg) (http://savepic.ru/13358999.htm)(http://savepic.ru/13348759m.jpg) (http://savepic.ru/13348759.htm)
(http://savepic.ru/13345687m.jpg) (http://savepic.ru/13345687.htm)(http://savepic.ru/13340567m.jpg) (http://savepic.ru/13340567.htm)
-
Полезно многим будет
-
Дякую. Полюбасу білого хреста десь втикну))
-
Судя по канистрам у меня в гараже, СССР также "умыкнул" идею канистр у немцев и скопировал их?
-
спасибо, реально интересно!!!
-
Судя по канистрам у меня в гараже, СССР также "умыкнул" идею канистр у немцев и скопировал их?
Скорее всего, да: в моих аж двух гаражах (от машины деда и отца) есть обои канистры: немецкая и точно такая же по форме наша. :D
-
Дякую. Полюбасу білого хреста десь втикну))
В 1940 году стали выпускаться такие же по форме канистры для воды. На новой модели маркировка "Kraftstoff"(топливо) и "Feuergefährlich"(огнеопасно) заменена на маркировку "Wasser" (Вода).На боку канистры белой краской наносился крест, для упрощения определения содержимого...
-
Поскольку я тоже в своё время был очарован гениальностью конструкции этой канистры, добавлю ещё факт, мало полезный для моделирования, но интересный сам по себе.
Речь идёт о выступе в верхней части, к которому крепятся ручки, и который расположен выше уровня пробки. Благодаря такому расположению, там всегда остаётся воздух, что позволяет компенсировать температурное расширение содержимого канистры, а так-же придаёт канистре положительную плавучесть. Т.е. уроненная в воду канистра не тонет.
-
Как раз недавно сделал пару фотографий канистры для воды
Фотографии можно глянуть тут http://citroend.blogspot.com